Главная страница

Письменность Древней Армении


 

Письменность Древней Армении

В Армении известны четыре разновидности древнейшего иероглифического письма: эцагиры (козье письмо, X — V тыс. до н. э.), мецаморские иероглифы (XIX в. до н. э.), иероглифы из рукописей Матенадарана (первая половина II тыс. до н. э. и древнее), гиксосский (XVII в. до н. э.).  Большинство знаков алфавита гиксосов встречается среди армянских наскальных рисунков, которые представляют своеобразные каменные ìскрижалиî (ср. с каменными скрижалями Яхве).

Системы иероглифического письма служили основанием для создания первого алфавитного письма (гиксосского алфавита). Впервые иероглифические письмена в их первозданном виде в Армении были обнаружены на Мецаморе в 1963г. Это высеченные на гладкой поверхности туфа наскальные рисуночные знаки — пиктограммы, совершенно схожие с теми, которые сохранились в средневековых армянских рукописях.

Армянская иероглифическая система имеет ряд черт сходства с хеттской и египетской системами, однако отличается от них, составляя самостоятельную систему. Как и в египетских иероглифах, здесь встречается линия картуша — овал, окружающий имена богов и царей, но на Мецаморе картуш имеет форму как овала, так и четырехугольника. Мецаморские иероглифы были прочтены путем сравнения их с иероглифами из средневековых армянских рукописей, где сохранились и значения знаков.

Клинописный кодекс армян был схож с клинописью ассиро-вавилонян, но имел и ряд отличительных черт, важнейшим из которых являлся принцип алфавитности: группа знаков клинописи у армян чаще, чем у других народов, выражала не слог, а один отдельный звук. Впервые клинопись на территории Армении была обнаружена в 1862г.; с тех пор стало известно несколько сот надписей. Преимущественно тексты высечены на базальтовых или туфовых монолитах ровными строчками или отчеканены на медных и бронзовых щитах, шлемах, сосудах.

В 1959 г. С. Айвазян методом фонетических соответствий восстановил истинное произношение знаков армянской клинописи и показал, что весь корневой состав клинописных текстов имеет индоевропейское происхождение, и все они написаны на языке архаического грабара. Исследовав проблему происхождения буквенных знаков древних алфавитов, С. Бабаяну удалось выявить единые принципы их создания. Общим и основным для армянского, древнегреческого, древнеиндийского (брахма) алфавитов является мировоззренческий аспект.

Первый в мире алфавит создан в результате синтеза и анализа представлений древних о душе и системе взаимосвязи макрокосмоса и микрокосмоса. Он отражает роль и место человека в космосе. С. Бабаян показал, что гиксосский алфавит (древнесинайские письмена) образован из 12 знаков Зодиака, знаков ощущений (вкус — рот, осязание — ладонь, слух — волна, зрение — глаз), а также трех знаков, символизирующих вечные божественные понятия — Разум, Дыхание, Время.

Древнегреческий и древнеиндийский (брахма) алфавиты вобрали в себя вместо знаков Зодиака первоэлементы, современный армянский — кроме первоэлементов, также обобщенные гносеологические понятия — категории (вместо ощущений). Все это отражает
мировоззрение эпох, их породивших. Последние три знака Разум, Дыхание, Время представляют основание, на котором держится все сущее.

Древние мыслители придавали дыханию особое значение, считая его одним из основных свойств живой души. Многие народы считали, что душа вечна, без дыхания нет жизни (ср.
с системой упражнений йоги для дыхания, по-армянски душа (Ñá·Ç) -оги). Знаки угол и семена означают мышление и рост. Согласно философии древних, внутренний мир человека (микрокосмос) является зеркальным отражением внешнего мира (макрокосмос) и между ними существует взаимосвязь.

В алфавите гиксосов именно эта взаимосвязь и обнаруживается: знаки Зодиака (макрокосмос), знаки ощущений, мышление и рост (микрокосмос) в системе координат ìразум, дыхание, времяî. Неслучайно древние связывали и музыку с космической системой. Согласно С. Бабаяну, алфавит представляет собой систему моделирования души (ее модель). Основными свойствами души, как считали древние философы, были движение, ощущение, мышление и рост.

Движение характеризуют знаки Зодиака. Остальные знаки отображают ощущение, мышление и рост. Гиксосы реформировали египетскую календарную систему в период своего правления. Одно вращение внешнего круга дает год, одно вращение внутреннего круга — неделю. Небесные светила властвовали над днями недели. Им соответствовали также различные металлы, известные древним.

Неделя начиналась днем Луны и заканчивалась днем Солнца. Число 3, как и голова быка, символизирует в образно-художественной форме Луну (Н. Хентце). В мифологии древних народов мышление связывалось с Луной, а время — с Солнцем. Гиксосский алфавит начинается знаком быка (символ Луны) и заканчивается крестом (символ Солнца у древних армян), т.е. эти два знака символизируют пару (единство) противоположностей — ночь и день (как и добро и зло, огонь и вода и т.д.).

Если писать знаки справа налево то алфавит начинается крестом (символ Солнца) и заканчивается знаком быка (символ Луны). С. Бабаян разбивает знаки алфавита на тройки, которые, по его мнению, символизируют дни недели (и соответственно отображают в целом свойства небесных тел). Семь троек (сторон) представляют модель недели. Вращаясь, они набирают месяц (один знак Зодиака), затем второй и т.д. до полного календарного круга.
Все это непрерывно воздействует на рост, ощущение и мышление (с учетом разума, дыхания и времени).

Библейские слова ìв начале было слово, и слово было от Бога и слово было Бог…î осмысливаются по-новому, обретают конкретность во времени и пространстве. В. Иванов отмечает, что древними сотворены были не только материальные элементы; для них было создано ìсловоî и далее ìтворение сопровождалось и направлялось словом, выразившим некое подобие божественного порядка с тем, чтобы осмыслить созданные эле-
ментыî.

По представлению древних, слова исходили из сердца (души, в обиходе и сейчас употребляют ìслово, исходящее из сердца, души или от всего сердца, от всей душиî), следовательно, звуки, с помощью отображающих их символов (букв), представляют также модели души, космоса (ср. работы Н. Арояна по расшифровке древнеармянских хазов). В свое время Платон высказал мысль о тесном переплетении астрономии с музыкой.

ìПожалуй, как глаза наши устремлены к астрономии, так и уши — к движению стройных созвучий: эти две науки — словно родные сестрыî. Аристотель отмечает: ìПочему все радуются ритму, пению и вообще созвучиям? Потому что мы по природе радуемся движениям, соответственным природеî. С учетом вышеизложенного можно добавить, что три науки — астрономия, письменность и музыка — словно родные сестры.

М. Хоренаци в рассказе о деятельности и походах славного и могучего родоначальника Арама указывает, что тот ìпредписывает жителям страны (Проти Армения) научиться армянской речи и языкуî. Кесарией называлось жилище (дастакерт), построенное и названное по своему имени наместником Арама Мшаком. Коренные жители этой страны (не умея правильно произнести, именовали жилище ìМажакî вместо Мшак). Следовательно, использованные ими в то время звуки речи были недостаточны для точного выражения звуков, произносящихся в армянской речи.

М. Хоренаци далее в разделе ìО Данииловой письменностиî пишет, что в Месопотамии жил некий епископ Даниил, у которого были письмена (начертанные в давние времена буквы, расположенные в порядке греческого алфавита). Месроп Маштоц и Саак Великий пришли к убеждению, что ìэтой письменности, с ее полученными как подаяние буквами, недостаточно для точного выражения звуков, произносящихся в армянской речиî.

Они были настолько давние, что отстали в своем развитии от речи. Буквы, расположенные в порядке греческого алфавита и начертанные в давние времена могли быть первоисточником греческого или древнесинайского алфавита. Затем Месроп отправляется в Эдессу к Платону (язычнику, начальнику архива). Последний обладал познаниями в армянском (через своего бывшего учителя Епифания, который, забрав в архиве Эдессы труды мудрецов и удалившись, принял христианство). Платон, признав свое бессилие, обращается к Маштоцу. ìНайди его, и твое желание исполнитсяî.

Маштоц находит Хропаноса, ученика умершего Епифания, но также ничего не добивается. Далее обращается к молитвам. ìИ видит он не сон ночной и не видение наяву, но в бьющемся своем сердце открывшуюся очам души десницу, пишущую на камне. Камень же, подобно снегу, сохранял следы начертанийî. И не только показалось это ему, но и во всех подробностях отложилось в уме Месропа, словно в каком-то сосуде. И, воспряв от молитв, он создал письмена, придав совместно с Хропаносом окончательную форму готовым месроповым буквам, посредством отлаживания армянских знаков в соответствии со складностью эллинского алфавита.

«И когда (Бог) перестал говорить с Моисеем на горе Синае, дал ему две скрижали откровения, скрижали каменные, на которых написано было перстом Божьимî (Исход 20: 1 — 18, 31: 18). «И обратился и сошел Моисей с горы; в руке его были две скрижали откровения (каменные), на которых написано было с обеих сторон: и на той и на другой стороне написано было; скрижали были дело Божие, и письмена, начертанные на скрижалях, были письмена Божииî (Исход 32: 1 — 7, 15 — 19).

Когда Моисей видит в стане людей, поклоняющихся идолам тельца и пляски, воспламеняется гневом и бросает из рук своих скрижали и разбивает их над горою. «И сказал Господь Моисею: вытеши себе две скрижали каменные, подобные прежним (и взойди ко Мне на гору) и Я напишу на сих скрижалях, которые ты разбил; и будь готов к утру… ì(Исход 34: 1 — 8, 28 — 32). Не следует ли из подобного описания, что Моисей, взойдя на гору, использовав наскальные рисунки, выведенные Господом?

Рассказ М. Хоренаци — это художественно-образное описание структуры и метода творческого процесса изобретателя, который не только сумел обнаружить и воссоздать древнейший алфавит (систему мировоззрения древних ), но и усовершенствовать его с учетом уровня развития речи, добавив новые знаки, в том числе гласные. Он, следуя библейскому рассказу о Моисее, взбирается на гору и дополняет древние письмена, придает им окончательную форму в соответствии со складностью эллинского алфавита (на самом деле гиксосского алфавита, см. The Invention of the Languages by M. Khorenatsi & N. Marr, The Invention of the Alphabet).

Моисей вел народ в Палестину, когда гиксосы и их памятники культуры в основном были уничтожены. Скрижали были ìданыî на горе, где сохранились письмена гиксосов в виде — идеограмм. Заслуга Моисея заключается в том, что ему удалось восстановить древнейшие письмена —гиксосский алфавит, осуществив реформу с тем, чтобы сделать алфавит приемлемым для культуры семитских народов. Алфавит получил наименование древнесинайского.

С. Бабаяну удалось раскрыть принцип построения месроповских букв, который заключается в том, что все 36 букв образуются соединением двух разнородных элементов, где первый тип (основной) принадлежит одной из восьми однородных групп, символизирующих философские категории Аристотеля, а второй тип (вторичный) — группе, символизирующей философские элементы: землю, воду, воздух, огонь и эфир.

Количественные соотношения между однородными группами основных элементов равны 1:2:3:4:5:6:7:8, а между вторичными элементами — пропорции, о которых писал знаменитый Платон. Маштоц не мог взять произвольное количество тех или иных элементов, так как в его эпоху во всем господствовало представление о красоте и гармонии, которые, в свою очередь, связаны с симметрией и пропорцией (ср. с методом расшифровки хазов, предложенным Н. Арояном).

Аналогичная модель обнаружена и в древнегреческом, и в древнеиндийском алфавитах, только концепция в последнем соответствует древнеиндийской философии. Гиксосское мировоззрение послужило базисом для создания первого в мире алфавита. На его основе как прототипе были созданы финикийский, древнесинайский, а также греческий алфавиты. Гиксосским алфавитом пользовались жители Проти Армения для обучения армянской речи и языку жителей других стран. С уничтожением гиксосского владычества и культуры письмена были уничтожены.

Использованы труды С. Айвазяна и С. Бабаяна

 


 

=== result ===
Click on icons for more info